Прикупил по случаю у наших китайских друзей через Алиэкспресс желтые светодиодные лампы с расчетом поставить их в указатели поворотов Рекса.
Лампы поставил – реле поворота не работает, делает одно моргание и всё.
Пришлось «влезть» в эту тему, разобраться как и что там наворочено. В результате получился небольшой отчет по переделке реле поворотов для работы со светодиодными лампами, причем не только для Рексов, а, похоже, на всю линейку СангЁнгов.
Забегая немного вперед, скажу, что сама работа по переделке не сложная и на мой взгляд явно не стоит тех денег, которые просят за это умельцы-коммерсанты или сервисы. Поинтересовался, ради интереса – жуть
Немного теории или как это работает.
Как известно, реле поворотов предназначено для прерывистого свечения (мигания) ламп установленных в указателях поворота. Перегорание такой лампы, обрыв или «неконтакт» в цоколе напрямую связано с возникновением аварийных ситуаций на дороге. Для повышения безопасности движения был придуман способ контроля работоспособности ламп указателей поворотов по протекающему в цепи току. Не вдаваясь в подробности устройства самого реле, можно сказать, что если в указателях поворотов светятся две лампы и соответственно протекающий ток будет максимальным, то реле поворотов работает в штатном режиме и обеспечивает мигание ламп с частотой, примерно 2 раз в секунду.
Если работает только одна лампа или неисправны обе, то протекающий ток будет значительно меньше или его не будет совсем. В этом случае реле поворотов переходит в аварийный режим работы с частотой мигания в 2,2 раза выше, при этом изменяется ещё и скважность. Этот режим визуально воспринимается не как мигание, а скорее как «вспыхивание» ламп, что сразу привлекает внимание водителя.
Светодиодные лампы, обладая аналогичной с лампами накаливания световой отдачей, потр######ют электрической энергии в разы меньше, поэтому реле поворотов «видя» это всегда переходят в аварийный режим работы.
Что бы этого не происходило, нужно немного переделать реле поворотов.
«Сердце» реле поворотов – это специализированный контроллер U643 выпускаемый многими иностранными фирмами. Само реле поворотов выполнено в разборном пластмассовом корпусе, на небольшой печатной плате, где установлен контроллер с некоторым количеством радиоэлементов и электромагнитное реле.
Открываем крышку реле поворотов (она на защёлках) и видим:
Выпаиваем из печатной платы штатный резистор R1.
Он выполнен в виде изогнутой толстой проволоки, похожей на букву М и больше нам не потребуется. Рассчитываем новый номинал резистора, который нужно установить вместо выпаянного:
Например, мы купили светодиодные лампы с мощностью потребления 3,6 Ватт каждая, поэтому сначала определяем ток потребления одной лампы I = 3,6/12= 0.3 Ампера. Затем находим среднее значение тока между одной и двумя лампами I ср= (0,3+0,6)/2= 0,45 Ампер. Отсюда получаем номинал нового резистора R1=0,081/0,45= 0,18 Ома. У меня готового сопротивления с таким номиналом не было, поэтому, для достижения этого значения соединяем параллельно 6 штук резисторов с номиналом 1 Ом и получаем, в итоге 0,16 Ом. Запаиваем, получаем :
Если приборная панель старого образца, и «стрелочки» направления поворота подсвечиваются маленькими лампами накаливания, то на этом переделку можно считать законченной.
В моем случае все индикаторы на приборной панели – современные, светодиодные, поэтому для нормального функционирования реле поворотов пришлось установить небольшой нагрузочный резистор, номиналом 220 Ом, мощностью 0,5 Ватт. Этот нагрузочный резистор удобней припаять прямо на провода около электрического разъёма задних фонарей. Место пайки и сам резистор легко закрывается штатным кембриком.
Таких нагрузочных резисторов нужно установить две штуки: с левой и правой стороны.
После такой доработки реле поворотов со светодиодными лампами начинает работать в штатном режиме.