Вот маршрут в Краснодарский край. Был выложен на ФордФокусКлубе.
Неделю назад вернулся и Анапы. Новое то, что я проехал по дороге М5 всего 80км., по дороге М6 тоже 80 км и по дороге М4 километров 10! Поэтому хочу поделиться подробностями маршрута, проложенного мною «огородами» после изучения различных форумов «длинными зимними вечерами».
Во-первых, объезд М5. Для чего – объяснений не требуется. Объезд состоит из двух частей объезд участка от Кропачева до Октябрьского и объезд участка после Северного. Вообще-то заключительный участок от Северного через Бугуруслан - Похвистнево - Отрадный только для меня был новым. Раньше я ездил традиционным маршрутом через Красный Яр и СОД (Самарская обводная дорога). Мне новый вариант ну очень понравился, но не о нем в первую очередь речь. Я расскажу о маршруте, по которому я попал в Октябрьский не по М5.
И так, едем по Московскому тракту до Голдыревского (за Суксуном), поворачиваем на Чернушку – Куеду. Тут все понятно, даже навигатор не ошибся (о нем, поганце, я еще не раз упомяну). Дальше по указателям едем в Башкирию на Татышлы, Старобалтачево, Бураево, Дюртюли, Чекмагуш. Тут необходимы комментарии. Во-первых, если будете прокладывать маршрут по навигатору, не поленитесь забить как можно больше точек, иначе... Далее. Состояние дороги на уже упомянутом участке (на начало июля). Дорога до границы СО, понятно, очень хорошая, тут ничего нового. Начало Пермской области - тоже. Дальше – чуть хуже, но терпимо. Объезд Суксуна – очень приличный, нет смысла ехать через поселок. После поворота на Чернушку начинается отдых в двух смыслах – дорога и хорошая, и пустая. Объезды Чернушки и Куеды так себе, но колеса не обрывает. Далее начинается Башкирия. Едем по указателям на намеченные населенные пункты. Едем как едется – дороги вполне, ГАИ на трассе нет, т.к. практически нет транспорта. НО!!! Особое внимание в Бураевском районе. Там дороги почему-то просто хуже, чем в остальной всей РБ, плюс есть участок (после какого-то поворота направо на Т-образном перекрестке, не помню, до или после Бураево) с неожиданными ямами в шахматном порядке, как после бомбежки. Длится «разбомбленный» участок по ощущениям километров 5 - 10 – их надо потерпеть, как, впрочем, и весь Бураевский район, он небольшой. И так, проходим Бураево по указателям на Дюртюли. В дюртюлинском районе дороги опять приличные и по прежнему на нашем маршруте на дорогах пусто. Перед Дюртюлями по большому и красивому мосту форсируем Белую, выезжаем на М7 (налево) и через несколько километров (не заезжая в Дюртюли, зачем нам туда?) поворачиваем направо по указателям на Чекмагуш. Доезжаем до объезда указанного поселка и решаем, куда дальше: прямо на Буздяк (его мы всегда проезжали, когда ехали традиционным маршрутом по М5, это за Уфой, через километров 110), или на Туймазы - Октябрьский. Первый вариант простой, т.е. тупо едем (при желании – летим) прямо, но это прибавит нам еще километров 70 по этой пресловутой М5 (или проклятой, кому как больше нравится). Второй вариант– на объезде Чекмагуша уходим направо (кажется, там есть указатель на Октябрьский) на Новобалтачево, Шаран, Тюменяк, Туймазы, далее на сам Октябрьский. Вот только теперь мы выезжаем на М5. И спокойно преодолеваем 80 км до Северного, нахваливая себя за то, что всего 80 км. Заключительный участок от Северного через Бугуруслан - Похвистнево – Отрадный, раньше ездил традиционным маршрутом через Красный Яр и СОД (Самарская обводная дорога).
Плюсы такого объезда М5 очевидны – пустые приличные дороги (кроме Бураевского района РБ), полное отсутствие ГАИ на трассах (и это при том, что значительная часть маршрута проходит по Башкирии!!!), ну и, разумеется, отсутствие нервотрепки и рисков движения по М5.
Минусы. По моим прикидкам, описанный маршрут (я имею ввиду участок до Октябрьского) длиннее километров на 70 чем вариант через Михайловск и т.д. на Кропачево, и, на первый взгляд, запутанней (но зато веселее…). Ну и практическое отсутствие мотелей «в диких» северных районах Башкирии (кроме объезда Дюртюлей, но это же М7…), это нужно учитывать..
И так, мы вышли на СОД, далее на кольце в Чапаевске поворачиваем на Саратов, за ним….
Итак, мы вышли на трассу Самара – Саратов. Я не рассматриваю проезд через Сызрань, т.к. он подразумевает дополнительный участок М5, а мы (т.е я сам с собой…) договорились М5 объезжать, к тому же при подъезде к СОД со стороны Бугуруслана ну совсем нелогично ехать иначе, чем в сторону Пугачева. Участок до него понятен и многократно описан. Общеизвестно также и то, что этот город живет за счет сдачи ночлега проезжающим. Но если нам ночлег не требуется, то предлагаю объехать сей град по малоизвестному объезду. Дело в том, что вокруг города существует новая дорога, на которую обычно попадают за ж/д мостом уже после выезда из Пугачева на Балаково - Саратов. При обратном пути все проще – не поворачиваем направо через ж/д мост по указателям на Пугачев, а едем несколько километров (по ощущениям порядка 10 – 15) прямо по шикарной дороге (кажется, со стороны Саратова там есть указатель «Самара») и потом поворачиваем направо по указателям на Пугачев. Здесь тоже проезжаем через ж/д мост и окраиной Пугачева выходим по указателям на дорогу на Самару. Это обратный путь. А при движении «туда», т.е. в сторону Саратова, важно вычислить этот поворот направо, на мост. Кстати, в картах Навитела это объезд легко прокладывается. Но – внимание! - не наступите на мои грабли при съезде с моста но новую дорогу!!! Там дорога после моста идет как бы на подъем и на подъеме резко необходимо повернуть налево почти на 120є. А на дороге, на которую поворачиваем, нас поджидает двойная сплошная, в которую неожиданно упираемся, т.к она заходит за центр перекрестка. А после поворота ждут… Ну вы понимаете, кто… Причем там можно «им» ставить стационарный пост, т.к. «они» там всегда. Имейте это ввиду. А в общем, объезжая Пугачев, экономим немало времени, сохраняем подвеску, да и объездная очень хороша. Это нетипично для Саратовской области, т.к. хуже дорог, чем там, я не встречал. И чем ближе к Саратову, тем дорога хуже. Нет, откровенных ям там та не видно, но покрытие как будто специально неровное. Но ехать надо…
И так, за Пугачевом тупо едем на Саратов, в стороне остается Балаково (кстати, есть любители переехать через Волгу там), по объезду проходим Маркс (видим множество торговцев рыбой) и подъезжаем к новому мосту через Волгу. Красота неописуемая… За мостом пост ГАИ, имеем это ввиду. И вообще, саратовские гаишники, по моим ощущениям, самые подлые, даже хуже башкирских (кстати, на моем маршруте я их в РБ не видел ни разу...) За мостом начинается объездная Саратова с указателями, такими же бездарными, как и все в тех краях (простите за эмоции). Если ехать по объездной до конца, то она переходит в дорогу Саратов – Волгоград, но этот хрестоматийный вариант не рассматриваем, поэтому уже в конце объездной ищем указатель на Воронеж. Едем по этому направлению километров 140 (дорога местами даже с разделительным газоном, но качество так себе) до населенного пункта Казачка и поворачиваем налево на Самойловку. Этот участок после поворота и до границы с Волгоградской областью самый плохой. Асфальт неровный (последний раз я ездил этим маршрутом 3 года тому назад, дорога тогда была намного лучше), поэтому скорость не больше 70 - 80. А на десерт – участок в 3км без асфальта, но с ямами. Его надо пережить, т.к. за этими ямами заканчивается Саратовская область. За Самойловкой движемся дальше на Елань, в Елани уходим правее на Новоаннинский, до которого примерно 90 км отличной дороги и без… ну , без этих самых… В Новоаннинском с развязки уходим налево на трассу М6 на Волгоград. Дорога, в основном, по две полосы в каждом направлении, покрытие так себе. В районе Михайловки высматриваем поворот направо на Серафимович, куда и движемся дальше по приличной пустой дороге (120 км). В Серафимовиче переезжаем через Дон и в обход города идем на Суровикино. Кстати, за мостом сразу справа кафе с неожиданным названием «Тихий Дон». Кормят нормально, а на втором этаже «номера» с удобствами во дворе. Это я на всякий случай, т.к. в этих местах нет не только машин на дорогах, но и мотелей. Вариант ночевки - только в гостиницах в городах. И так, идем на Суровикино, это 120 км отличной дороги без машин и ГАИ. Я шел 150 (вернее, 149, на всякий случай…). В Суровикино выходим на более напряженную на дорогу Волгоград - Шахты – Ростов (на которую большинство попадает через Волгоград). Поворачиваем направо и едем до Чернышковского. Там через 4 км после поста ГАИ поворачиваем налево на Верхнегнутов (или Нижнегнутов, не помню, но это не важно, т.к проезжаем оба). Дорога пустая и отличная. Доезжаем до указателя «Цимлянск направо – Нижнегнутов прямо» и уходим на Цимлянск. Здесь не разгоняемся, т.к. неожиданно встречаются неровности. Кстати, за Чернышковским можно проехать дальше до Морозовска и там повернуть налево на Цимлянск, возможно, там не будет неровностей, но точно будет больше машин. В Цимлянске уходим на Волгодонск (опять красота неописуемая). Волгодонск проходим по направлению на Зимовники (ударение на первом слоге). В Зимовниках выходим на дорогу Волгоград – Сальск – Тихорецк (на нее многие попадают, двигаясь из Саратова через Волгоград). Участок через Сальск до Тихорецка описан, я все же перечислю наиболее характерные населенные пункты: Пролетарск, Сальск, Песчанокопское (тут такой же поворот налево, как описанный в Пугачеве, с постоянно стоящим на разделительной полосе алчным гаишником), Белая Глина и собственно Тихорецк. Здесь нам нужно уйти на Кореновск. Я это делаю, повернув на трассе М29 направо, затем через несколько км налево на Челбас, Выселки (их можно пройти не по объезду, а через городок), Журавскую, за которой выходим на трассу М4 и движемся налево по указателям на Краснодар 15 км до Кореновска. В Кореновске уходим на Тимашевск, проезжаем его по указателям на Славянск (ударение на первом слоге), Темрюк. Движемся через Старонижестеблиескую, Полтавскую и подъезжаем к Славянску. Дальнейший путь зависит от того, какой конечный пункт: Анапа (Голубицкая, Кучугуры и т.д.) или Новороссийск (Геленджик, Дивноморское).
Если на Анапу, я советую ехать по указателям на Темрюк, в поселке с интересным названием Светлый путь Ленина повернуть налево на Варениковскую, Гостагаевскую и далее на Анапу.
Если на Новороссийск, то в Славянске уходим на Крымск, Верхнебаканский (кстати, пост ГАИ, печально знаменитый своими разводами на алкоголь, закрыт) и собственно Новороссийск.
Вот и все.
Так долго описываемый мною путь проходится легко, вернее, намного легче, чем традиционный по федеральным трассам, и быстрее, хотя я не уверен, что он короче, скорее наоборот, километров 150 лишних, но, зато, повторюсь, легче, и быстрее. И без ГАИ. За весь путь туда и обратно антирадар у меня сработал всего раз 10, а он у меня навороченный Вистлер. Опять же за весь путь (не считая Саратовщины) я встретил не более 10 постов ГАИ!!! И еще. Я подробно описал несколько плохих участков (на севере Башкирии, за Саратовом и перед Цимлянском). Но это все!!! В остальном летим по пустым приличным дорогам!!!
Надеюсь, мой маршрут, на первый взгляд сложный, кому-нибудь пригодится.
Как говорится, попробуйте и Вам понравится!