7 мая
Этот день был посвящен посещению одного из национальных парков Швеции под названием Tividens National Park. Располагался он примерно в 100 км от нашего домика, потому ничего сложного не было в том, чтобы позавтракать, собраться и посетить это восхитительное место.
Хотя сам парк огромен по своим размерам, мы ограничились посещением большого горного озера в самом его центре. Из растительности были только сосны, трава и немного мха. На берегах озера валялись валуны по 10-15 метров в высоту, которые вблизи казались еще больше. Почва бедная, каменистая. Воздух был не просто чистым, а идеально чистым. Таким я не дышал еще нигде.
Мы спускались к самой воде с высоты одного из валунов, сидели у самой кромки скалистого берега, лицезрели игру солнца и водной глади. Рядом были слышны всплески воды от рыб, подплывающих к поверхности Шум качающихся на ветру деревьев приятно убаюкивал и хотелось просто сидеть и наслаждаться необычайно красивым видом.
Туристический маршрут проложен по берегу озера. Периодически встречались указатели с названиями мест и расстояниями до них. Попадались лестницы, ограждения, маленькие мостки через ручьи, однако же все эти приспособления никоим образом не избавляли от ощущения, что идешь по нехоженым тропам. Все естественно и натурально, а оранжевые пометки на деревьях нужны лишь для того, чтобы ты не ушел куда-то далеко и не заблудился.
За час или два пути в одну сторону мы встретили всего пару шведов-натуралистов-туристов, которые, как мы поняли, приехали и обходили все озеро целиком. Нас же хватило примерно на путь в ¼ часть всей береговой линии туда и обратно.
Замечательное место. Поистине заповедная территория.
На обратном пути в коттедж мы заехали в магазин и докупили немного съестных припасов, в том числе и упаковку свиных кусочков. На обед был запланирован и воплощен небольшой шашлычок, изготовленный с помощью местной коптильной установки, состоящей из площадки для огня, решетки, передвигающейся вверх и вниз вдоль каркаса, и лавочек, стоящих вокруг. Сидишь на лавочке, переворачиваешь мяско на решетке, любуешься речкой. Красота!...
Вечером опять смотрели на закат, сидя на лавочке на берегу большого озера. Слушали вечерние звуки, наслаждались природой и уединением.
8 мая
Никуда не собирались, никуда не ездили. Просто гуляли по окрестностям. Ходили до огромного озера, расположенного в 3-4 км от нашего домика. Ходили до него часа 2. Как надоело – сели на берегу, полюбовались на водную гладь и поплелись обратно.
Днем гуляли по деревне. К этому моменту мы побывали уже во всех ее уголках. Посмотрели мельницу, лошадиную ферму, дома деревенских.
На следующий день запланировали осуществление мечты девушки, которая таилась на протяжении 12 лет – посетить город, в окрестностях которого родился один из музыкантов Roxette – город Хальмстад, поэтому сегодня продолжили безмятежно наслаждаться пребыванием на шведской земле и набираться сил перед долгим путешествием.
9 мая
С днем ПОБЕДЫ!
Наш автопробег до славного шведского города Хальмстад, что всего в 100 км севернее от известного после прошедшего Евровидения города Мальме, посвящался 67й годовщине Великой Победы.
Курс «туда» проложили через город Гётеборг – второго по величине город Швеции. Далее собрались двигаться вдоль побережья до конечного пункта назначения – Хальмстада. Курс «обратно» решили проложить через трассу Стокгольм-Мальме. Почему по двум дорогам? Потому что по расстоянию получалось одинаково – примерно 370 км оба пути, а таким образом получалось увеличить количество посещенных мест.
Позавтракали и двинулись в путь по той же дороге, где недавно ехали до заповедника. Ехали до Гётеборга практически без остановок и относительно медленно. Чаще трасса была не двухполосной с разрешенной скоростью 120 км/ч, а однополосной с ограничением в 90 км/ч, где мы испытывали постоянные проблемы с обгоном часто встречающихся фур по встречке с достаточно интенсивным трафиком. Никуда не заезжали, а просто ехали и ехали, наблюдая то тут, то там огромные исполинские белые вентиляторы, выросшие словно грибы после августовского дождя. Было достаточно ветрено и я так и не понял то ли это была такая погода, то ли там действительно такие места.
Ближе к Гётеборгу дорога исправилась на двухполосную магистраль. Было забавно, когда мы осознали, что почти все обгоняющие нас шведы таращатся на нас и на машину. Практически каждый водитель чуть притормаживал, а те, кто сидели рядом с ним на пассажирском сиденье, вытягивали голову и смотрели на меня как на снежного человека. Оно то понятно – вся Швеция катается на машинках гольф класса, максимум на небольших кроссоверах, а тут большой белый машинЪ непонятной марки с непонятными номерами. Определенно было приятно чувствовать себя в центре внимания.
На окраине Гётеборга чувство голода совсем одолело, посему было решено посетить первый попавшийся ресторан быстрого питания с желтой буквой М изогнутой формы.
Здесь тоже был злой механизм запирания дверей туалета на кодовый замок, однако на этот раз мы были вооружены своим чеком и чеком с соседнего столика, ведь нам же надо пройти 2 раза, а чек только один. Оказалось еще проще, потому что из-за наличия очереди в сие укромное заведение достаточно было просто придержать дверь от выходящего человека. Кстати код оказался одинаковым на всех чеках..
Напитавшись вредной, но вкусной пищей, довольные мы сели и двинули в центр города. Было желание остановиться рядом с каким-нибудь музыкальным магазином, дабы купить лицензионный музыкальный диск какой-то ограниченной серии. Начавшийся дождик и полное отсутствие магазинов, при чем не только музыкальных, поменяли наши планы и уже после 20 минут катания по узким улочкам мы двинулись на юг по направлению к заветной цели – городу Хальмстад.
Путь по побережью оказался выше всяких похвал. Выставленный сразу после выезда из Гётеборга круиз контроль на 125 км/ч я выключил только на подъезде к Хальмстаду. На протяжении чуть более чем 100 км была двухполосная трасса, шикарные виды и шведы, которые все также продолжали таращиться на нас, периодически обгоняя.
Хальмстад оказался небольшим, тихим и спокойным городком. Рядом море, порт. Через город протекает речка, по берегам которой расположились квартирные дома в 5-6 этажей. Жителей не много. На улицах практически пусто. Те, кто есть или бегают или катаются на велосипедах.
Проходя мимо витрины какого-то местного агентства по недвижимости, обратили внимание на цены. Двух-трехкомнатная квартира с видом на реку в центре города площадью 80-120 кв. м. стоит примерно 5-6 млн. руб. Как раз столько стоит сейчас среднестатистическая однушка рядом с МКАД. Приценились. Задумались…
После прогулки по набережной посетили центральную площадь города, сфотографировали фонтан и церковь и двинулись обратно к машине. Далее посетили местный городской пляж и пощупали водичку Северного моря.
Что ж, мечта осуществлена. 12 лет девушка хотела посетить эти места и вот мы тут. Ставим галочку в воображаемом списке достигнутых целей и начинаем думать про обратный путь до нашей, уже практически ставшей родной, деревне Бревенс Брук.
Выехали мы примерно в 11 утра, а на часах уже почти 8 вечера. Неожиданно вспоминаем, что неплохо бы купить немного продуктов, иначе ходить нам голодными до завтрашнего утра, ибо здесь – не Москва. Здесь почти все закрывается в 6 вечера и дальше ищи – свищи. По пути на пляж видели какой-то продуктовый универсам и заправку, куда и решаем заехать. Сначала кормим топливом своего верного белого друга, затем идем затариваться сами. Через 20 минут выходим с покупками, перекусываем йогуртом с булкой и выезжаем в обратный путь.
Здесь уделю особое внимание местной выпечке. Мне очень понравился их хлеб. Во всех продуктовых магазинах он лежит за стеклянными дверьми в небольшом количестве. Несколько раз в день завозят новый свежий хлеб разных сортов с хрустящей, при этом мягкой, корочкой. Нужно взять специальный бумажный пакет нужного размера, а затем самостоятельно положить в него понравившийся хлеб. Попробовать каждый сорт можно, взяв кусочек со столика, расположенного рядом. Одна булка, размером примерно с 2 экземпляра нарезного батона, стоит примерно 100 р на наши. Честное слово, я был бы счастлив покупать у нас здесь такой хлеб за такие деньги. Как жаль, что сейчас, при всем желании, мне доступны булки, которые даже не распакованные зеленеют через пару дней после покупки.
Путь обратно давался тяжелее - сказывалась простая человеческая усталость. Путь от Хальмстада до трассы Мальме – Стокгольм пролегал по сельской местности, поэтому скорость на протяжении 50-60 км была не более 90 км/ч. Машин практически не было, но камеры исправно бдели за нами, появляясь то тут то там. Как только оказались на трассе, то тут же дело ПОШЛО. 120 км/ч по пустынной двухполосной дороге - просто сказка.
Через полторы сотни км доехали до гигантского водоема, длина которого просто поразила. В течение полутора часов(!) мы мчались под 130 км/ч по его берегу и, судя по карте, оказалось, что мы проехали только половину всей длины береговой линии. Виды – неописуемые. Закат. Красноватое солнце отражается от водной глади и мягким светом озаряет все вокруг. Из колонок звучат хиты группы Roxette. Воздух кристально чист и свеж. Ты просто едешь и наслаждаешься и, несмотря на усталость, путь не в тягость, а в удовольствие.
Отдалились от берега мы уже когда совсем стемнело. Одновременно с этим свернули на дорогу к Бревенс Бруку. Снова потянулась сельская местность и ограничения скорости. Стали плестись совсем медленно – 50 – 70 км/ч. Темно, нудно да и усталости все больше и больше.
Подъезжали к нашей деревне за полночь. Хотелось уже побыстрее добраться до теплой кроватки и, уткнувшись носом в подушку, сладко проспать до утра. Примерно за 3-4 км от дома ехал 80 км/ч и обратил внимание на знак «дикие животные». Дай, думаю, потише чуток поеду, а то же тут знаки не просто так висят. Прям как знал – буквально через 100 метров стае косуль, которые днем мирно щиплют травку у нас на лугу перед домом, взбрело в головы неспешно перейти нам путь. Оттормозился так, что до парнокопытных оставалось метра 2. Им нет бы бежать – стоят и смотрят, понять не могут что ж это за зверь такой перед ними – большой, белый, рычит и светом слепит. Секунд 10 стояли и глазки нам строили. Потом упрыгали в темноту.
Последние 5-10 км пути стал замечать какой-то технический запах. То ли смазка какая-то разлилась, то ли с улицы. Так и не понял. Спутница сказала, что глюки меня посещают на ночь глядя и она ничего не чувствует. Так мы доползли до коттеджа и поплелись принимать водные процедуры и готовиться ко сну. Требовалось переварить все впечатления, полученные за этот очень длинный, но замечательный день.
10 мая
Как тяжело осознание того, что каждый отпуск когда-нибудь подходит к концу. Озираешься вокруг, видишь красоту и покой, природу и так не хочется уезжать! А никак – дома ждет работа, родители. Ходили и грустили весь день.
Прошлись по лесу, заглянули на берег озера. Обсудили вчерашнюю поездку, подумали о поездке грядущей – обратном пути. Так как освобождать коттедж следовало в 12 часов дня, а паром отправлялся только в 8 вечера, то представлялось, что есть примерно 4-5 часов для прогулок по Стокгольму. Стали думать куда сходить и как провести время. Решили найти музыкальный магазин и посетить музей под открытым небом – Скансен. По времени получалось как раз. На том и сошлись.
Остаток дня провели в грусти и печали, наводя порядок в домике. Жалко было прощаться с этими местами. Абсолютно ни разу, как приехали, не было ощущения, что мы в гостях. Очень не хотелось уезжать…
11 мая. День приключений.
Проснулись пораньше, часов в 9, чтобы успеть позавтракать и завершить уборку дома. По условиям аренды с нас взяли 1000 крон (примерно 5тыс. руб.) при въезде, но обещали вернуть, когда мы будем выезжать, чтобы дом мы вернули в том же чистом состоянии, что и получили. Все получилось как раз вовремя и к 12 мы были собраны, готовы к выезду, а дом блистал чистотой. Тетя, которая запускала нас внутрь, приехала, все осмотрела, вернула обратно нашу 1000 крон и пожелала удачного пути.
Мы поблагодарили за все, сказали, что было очень круто, хорошо, весело и, распрощавшись, сели в машину. Ключ на старт! И… Что-то не подхватил мотор с первого оборота. Странно. Еще раз и все пошло – поехало. Медленно выезжаем из деревни и едем к трассе до Стокгольма.
И снова этот запах. Откуда же он может быть? Что же такое у нас пролилось на обратном пути, что так пахнет. Чем тише едешь – тем больше пахнет. На скорости выдувает. И стекло на задней двери почему-то постоянно загрязняется. Раз в 2-3 км приходится шуршать задним дворником. Мутное какое-то и все тут.
Едем дальше. Мысль о запахе не дает покоя. Странно, а топлива почему-то мало осталось. Вроде заправлялись в Хальмстаде и должно было бы остаться еще примерно пол бака, а индикатор показывает чуть меньше двух делений. Начинает одолевать легкая тревога. Решаем остановиться и посмотреть что же это такое. Тормозим, паркуемся на обочину и выходим из машины. Нет. Пулей вылетаем со своих мест, так как мы дымимся! Клубами валит дым из-под капота! Бегом глушу двигатель и бросаюсь открывать крышку. Нет – это не дым. Это пар. Весь моторный отсек в топливе. Смотрю под машину и вижу, что за 20-30 секунд уже набежала приличная лужица. Что делать? Куда бежать? Подумал, что соскочил какой-нибудь шланг, через который идет топливо. Посмотрел глазами – ничего не видно, ничего не торчит. Под защитным пластиковым кожухом ничего не видно и снять его руками точно не выйдет. Прошу девушку сесть за руль и завести мотор, чтобы я мог увидеть откуда течет. Оп-па! Не заводится. После нескольких попыток сажусь сам. Кручу стартер примерно пол минуты – все таки схватился. Бегом смотрю в моторный отсек и вижу. Что топливо продолжает хлестать откуда-то из-под защитного кожуха. Вокруг нас только ёлки, трава и от силы 2-3 машины в час. Сверяемся с навигатором и решаем двигаться до ближайшего населенного пункта в поисках сервиса. Через 5-10 км доезжаем до какого-то городка и заправки. Пока доехали, индикатор топлива стал показывать уже полтора деления. Сразу стала понятна природа запаха и грязного заднего стекла – это испаряющийся дизель облепляет всю заднюю часть машины. Мы теряем топливо с катастрофической скоростью.
На заправке даже не глушу машину и заправляюсь до полного бака. Залил примерно 60 литров и бегом к кассам искать помощи. Кое-как рассказываю о случившемся и прошу адрес/телефон сервиса. Пока расплачиваюсь за топливо, девушка пишет мне номер на бумажку и рассказывает как проехать до ближайшего автосалона «Вольво». Благодарю и убегаю. Через 5 минут докатываемся до салона и опять бегом искать помощи. Залетаю в здание, вижу продавца, что-то втирающего про машины двум другим Шведам, и спрашиваю где у них сервис. Он все понимает, извиняется и говорит, что сегодня суббота – работает только демонстрационный зал, а сам он только продавец на дежурстве. Сервис будет только в понедельник. Советует обратиться к мужичкам из соседней фирмы, может они помогут. Мужички находятся в другой части здания салона. Нашел того, что говорил по-английски и показываю на своего белого друга из-под которого быстро натекает лужа.
Глушим мотор, дядечка снимает защитный корпус и производим осмотр. Первое, что бросается в глаза, так это то, что сухого места не осталось. Все подкапотное пространство залито плавно стекающим со стенок дизелем. Пробуем завестись и сразу с работающим мотором локализуем место аварии – в месте соединения одной из топливных трубок с двигателем (металлическая трубка 0.3 – 0.4 см в диаметре) фонтанирует топливо. Страх и ужас. Мужичок говорит, что сверху никаких заплаток не сделать, ибо там очень большое давление (как же хорошо, что почти все шведы знают английский!).
Заглушили мотор. Дядька отвинтил толстенную гайку, которая накручивалась на поврежденную топливную трубку. Вроде затянута была сильно, видимых повреждений нет. Накинул обратно и чуть подвинул трубку, чтобы она плотнее входила в гнездо. Закрутил гайку и попросил завести. Ура! Двигатель работает и вроде не течет. Постояли минут 5 с работающим двигателем, посмотрели, понюхали. Закрутили защитный кожух обратно. Ну все, пронесло - думаю я. Спросил сколько денег я должен. Дядька отмахнулся, сказав, что ерунда. 100 крон я ему все-таки оставил, сердечно поблагодарив. Двинулись в путь. До Стокгольма оставалось примерно 100 км и 60 литров дизеля. Нормально.
Отъехали, выехали из города и тут… что-то не так. Кажется опять тоже самое! Твою же ж… налево! Псевдо заплатки хватило на километр. Возвращаемся к дядькам на сервис и снова тычем пальцем в истекающего белого друга. Дядька качает головой и говорит, мол, извини, до понедельника сервиса по дизелям нет. Даже позвонил кому-то из знакомых. Никто не работает. Нам хана…
В итоге спрашиваем про безопасность движения в таком виде, получаем от дядьки утвердительный ответ, благословление на путь и пустую канистру на 20 литров в подарок и двигаемся по направлению к Стокгольму. Ждать до понедельника здесь неизвестно чего не имеет никакого смысла. А вдруг мы протянем время и, по-простому, не будет запчастей? Тут же нет такой марки. Залепят астрономический ценник и скажут ждать месяц. Двигаемся дальше, несмотря на поломку.
Едем и судорожно соображаем что же нам делать. Параллельно слежу за уровнем топлива, который падает с катастрофичной скоростью. Надо дотянуть 100 км до Стокгольма и может быть там будет какой-то сервис. Дальше быстро чинимся и успеваем на паром к 8 вечера. Дальше в Финляндию и домой. Так? Не так…
Сервис мы вряд ли найдем. Если найдем и он даже будет работать, то очень мала вероятность того, что нам все сразу починят так, чтобы мы могли полноценно двигаться своим ходом. Вспоминаем, что выбрали путь через Финляндию из-за неудобного времени плавания другого парома, который курсирует напрямую между Санкт-Петербургом и Стокгольмом. Он такой единственный и мы не воспользовались им потому, что было неудобное расписание движения. Решили искать его, так как ближайший сервис по ремонту SY находится в только Санкт-Петербурге и нам нет никакого смысла плыть в Финляндию.
До Стокгольма ехали нервно. В навигаторе поставили порт как пункт назначения и верной дорогой катились к нему. Индикатор топлива показывал примерно 1.5 деления, когда до порта оставалось 2 км и Кайрон тихонечко заглох, подъезжая к светофору на выезде из какого-то тоннеля.
Все. Приехали.
Пробую завести – ноль эмоций. Кручу стартер. Надежда еще теплится. Нет реакции. Зачем-то открываю капот. Что я там хочу увидеть?
Машина закрывает выезд тем, кто сзади, так как тоннель однополосный. До выезда метра 3. Включаю аварийку и сажусь за руль. Мозг отказывается предоставлять варианты выхода из ситуации.
Сзади уже начинают легонечко сигналить. Из воздуха рядом с нами материализуется женщина в оранжевой робе – местный парковщик. Спрашивает что случилось, предлагает оттолкать машину чуть дальше. Вылезаем с девушкой и втроем вместе с дамой толкаем машину вперед. Оказывается, что мы застряли посреди автовокзала и мешаем проезду не только машинам, но и автобусам.
Рассказываем женщине нашу грустную историю последних 2ух часов и просим помощи. В итоге она вызвала нам эвакуатор со своего рабочего телефона да и просто помогла морально. Я не знаю что бы мы делали без нее, не имея местной сотовой связи (80р за минуту в роуминге – особо не наговоришься), интернета и знания шведского языка. Она сказала, что примерно через час за нами приедут, рассказал примерно что есть в округе и дальше ушла по своим делам, пожелав нам удачи.
Зная, что в запасе есть примерно час, мы двинулись на поиски Интернета. Для этого нужно было подняться по лестницам вверх. Вышли мы именно там, где неделю назад узнали, что в туалет пускают только с кодом. Тот же самый иностранный ресторн быстрого питания с кривой желтой буквой М. Интернет найден. Сели смотреть паромы до Санкт-Петербурга. Ничего внятного найти не выходит. Через полчаса безрезультатных поисков двинулись обратно к машине. Одолевало ощущение полного бессилия. Совершенно не знаешь, что делать и куда бежать.
Вскоре приехал и эвакуатор. Объяснили водителю, что мы сломались, чиниться негде и что у нас есть билет на паром в Турку, куда нам уже не надо, а надо в Санкт-Петербург на новом пароме. Где паром, мы не знаем.
Водитель слушал нас напряженно и внимательно. Таких случаев наверно не было за всю его карьеру. Тем не менее, он кивнул, скомандовал открыть машину и приготовить для перевозки, а дальше стал загонять авто на эвакуатор. Предположив, что надо ехать не в тот порт, куда мы направлялись изначально, а в другой, мы двинулись на разворот. В пути я воспользовался его ноутбуком с 3g интернетом для поиска информации о пароме и заодно изъял его рабочий сотовый, по которому минут 20 общался с представителем русского посольства, а затем и консулом в Швеции. Особой информации выудить не удалось, однако после телефонного разговора у меня в руках появилась бумажка с названием фирмы, чей паром курсирует непосредственно до Санкт-Петербурга. Тут же мы посмотрели адрес офиса и пошли на разворот еще раз, потому что оказалось, что мы-таки ехали верно с самого начала.
Было уже около 18 часов, когда мы доехали до офиса паромной компании в порту. Как раз заканчивался рабочий день. Оставив эвакуатор, мы вышли, увидели вывеску и стали искать вход, дабы попытаться выяснить расписание и купить билеты. Встали перед раздвижной дверью, которая отчего-то совсем не хотела открываться, хотя людей внутри мы явно видели. Как раз этим людям дверь и подчинилась. Оказалось, что она работает уже только на выход.
Выходящими оказались две девушки, кто работал в офисе конкурирующей компании. Одна из них прекрасно говорила по-русски и рассказала нам, что их конкуренты уже закрылись, но работают каждый день. Паром, что был нам нужен, ожидался на следующий день, и нам следовало зайти в офис еще раз утром. Кроме того, при помощи своего яблочного телефона она нашла нам недорогой хостел совсем неподалеку от порта и сказала, где стоит выгрузить машину, чтобы завтра ее могли отбуксировать на паром.
Вняв совету доброжелательной девушки, мы выгрузили машину непосредственно перед будками регистрации на рейс, расплатились к водителем и потопали в направлении хостела.
Через 10 минут мы нашли здание и зашли внутрь. Молодой человек в приемной с сожалением сказал, что все номера заняты и остался один единственный одноместный номер. Мы рассказали ему вкратце нашу сегодняшнюю историю и он гостеприимно предложил нам посидеть в холле и использовать их wi-fi для поиска места ночлега.
К сожалению, а может и к счастью, все, что мы находили через booking.com было или занято или далеко или астрономически дорого. Я подошел к молодому человеку еще раз и попросил дать нам одноместный номер на двоих. Он кивнул, провел нас к нему и продемонстрировал. Места было действительно только на одного. Когда молодой человек притащил дополнительную кровать, места вообще не осталось. Только полтора квадратных места коридорчика и ванная комната.
Желания и возможности искать что-то еще уже не было. Не было и надежды найти лучше и дешевле. Согласились и взяли номер на ночь.
Побросали вещи, закрыли дверь и пошли на поиски пищи. Времени 9 вечера, а последняя трапеза у нас была в 9 утра. Вокруг закрыто все, кроме одного ресторанчика, куда мы и зашли после десятиминутного обхода ближайших мест.
Чувство голода пришло только когда принесли ужин. Внезапно мы осознали, что за весь день нервотрепки и мытарств устали как никогда. Сил хватило только на то, чтобы доползти до номера, забронировать паром на завтра и провалиться в глубокий сон.
12 мая
Утром после завтрака мы явились в офис паромной компании, куда не успели попасть вчера. Наша задача была сообщить работникам на стойке регистрации о том, что наше транспортное средство не желает передвигаться своим ходом и решить вопрос с транспортировкой автомобиля непосредственно на паром. Все решилось буквально за 10 минут. С нас взяли 500 крон, выдали чек и велели подойти к ним же на стойку регистрации вечером, когда приплывет наш паром.
С чистой совестью мы двинулись на прогулку к центру Стокгольма, где и провели несколько часов. Вернувшись в порт, мы зашли в местный супермаркет за продуктами, закупились провиантом на два грядущих дня плавания по маршруту Стокгольм – Таллинн - Санкт-Петербург и двинулись в офис паромной компании к стойке регистрации.
Сотрудница, общавшаяся с нами днем, успокоила нас и сказала, что нам стоит идти к машине и ждать, пока не приедет местный эвакуатор. Как оказалось, вчера нас выгрузили не там, где нужно. Вернее, там, где мы должны были быть по логике, но в этот день въезд для машин был с другой стороны порта. Вернувшись к машине, мы обнаружили, что читать вывески умеем не только мы. Рядом с нами уже образовалась небольшая очередь из 10 – 15 автомобилей, ожидающих регистрации. Все были русскоговорящими и быстро ретировались на другую сторону порта, узнав новость о переносе места регистрации. Впоследствии мы развернули еще примерно столько же машин, возможно даже предотвратив их опоздание на паром.
За нами приехали в последнюю очередь, когда остальной транспорт уже погрузился. Мы даже немного понервничали, боясь остаться забытыми на гостеприимной шведской земле. Но нет, машина с буксировочным тросом явилась как по часам, зацепила Кайрон и затащила его в пасть гигантского судна.
День завершился прикармливанием прибрежных чаек оставшимся у нас после жизни в коттедже хлебом, а после – ужином в одном из ресторанов на пароме.
Вечером всплыла еще одна проблема. Оказалось, что если на шведской стороне нет никаких проблем с погрузкой/разгрузкой сломанного транспортного средства, то в Санкт-Петербургском порту такая услуга отсутствует как класс. Нам следовало самим, находясь посередине Балтийского моря, заказать себе эвакуатор, взять паспортные данные водителя и сведения об автомобиле и предоставить в порт для оформления пропуска за 2 дня до прибытия. Как же мы это сделаем, не имея под рукой ни телефона, ни Интернета, не понятия кого звать и куда предоставлять? На стойке информации лишь покачали головой в ответ, сказав, что не знают выхода из сложившейся ситуации.
Выход нашелся через час, когда я подошел к стойке еще раз. Девушка, кто сообщала нам о сей проблеме, вняла моим просьбам поспособствовать в решении проблемы и все эти действия проделала самостоятельно. К моему великому сожалению я так и не успел поблагодарить ее кроме как на словах, хотя она сняла с наших плеч огромное бремя. Закончилась ее смена и она вышла на берег Таллинна.
13 мая
Примерно к полудню паром причалил в порт города Таллинн. Мы решили прогуляться по городу, раз уж нас занесло в эти края. Однако сделать этого так и не удалось. Оказалось, что у моей спутницы в паспорте была однократная виза на посещение Шенгенской зоны. Посему ее проводили в местное отделение таможни, где выдали бумагу с официальным отказом посещения, заверив, что это никак не отразится на дальнейших путешествиях и все будет нормально. Мне же, с моей годовой испанской мультивизой, предложили прогуляться в одиночку. Я отказался и дождался свою спутницу в зале паспортного контроля, поймав какой-то местный wi-fi.
Мне удалось при помощи он-лайн консультанта на одном из сайтов официальных дилеров Ssang Yong описать всю ситуацию и записаться на ремонт на завтра.
Остаток дня мы провели в праздном ничегонеделании.
14 мая
«Это Россия, детка!». Именно эта фраза постоянно крутилась в голове. Все такое сумбурное, неправильное, кривое. С лиц исчезли улыбки, люди стали суетливее. Исчезла продуманность каждой мелочи, порядок. Мы дома.
Таможню проходили с боем. Очень много сил ушло на то, чтобы сдержаться. Постоянно напоминали друг другу, что оскорбление таможенника – это статья. Недовольные лица, глупые правила. Полный комплект.
Дождавшись эвакуатора на палубе парома и погрузив машину, поехали до будки таможни. Там с нас взяли паспорта, один мальчик в военной форме залез на эвакуатор и демонстративно заглянул внутрь. Чисто формально. Все ок. Едем дальше. Знаете сколько мы проехали до следующей будки? ПЯТЬ метров. Это не преувеличение. А что было дальше? Не поверите – тоже самое! Другой человек проверяет паспорта и смотрит внутрь машины. Да что за дебилизм? Ладно бы они хотя бы друг друга не видели, так нет – стоят на одном пятачке и устраивают две проверки одного и того же. Такое есть только у нас.
Следующая будка была уже через 100 метров. Матерый дедок в форме охраны затребовал с нас еще один дополнительный пропуск. Мы же должны были его заранее заказать! Ага! Прям вот в Балтийском море на удочку вылавливал сидел ему пропуск этот. Небось бумаги туалетной не хватает… Ну, рука-лицо, как так можно то?! Взбесился даже водитель эвакуатора, потому что он свой пропуск до этого кому-то отдал и его заставили возвращаться и искать этот несчастный клочок бумаги. Я ходил за бумажкой обратно ко второй будке, где мне его выписал проверяющий таможенник, успев пожаловаться на свое суровое бытие. Спустя 4 часа после прибытия парома выехали из порта и двинулись сразу в салон сдаваться в ремонт.
В салоне нас уже ждали и были в курсе проблемы. Приемщицей была девушка. Вроде даже опытная. Точно не первый день. Выслушала всю историю, взяла документы, оформила какие-то бумажки.
Стали обсуждать. Моя позиция была такова, что случай скорее всего гарантийный и что не по гарантии я ремонтироваться скорее всего откажусь, так как наверняка они заломят большую цену. Девушка сказала, что без диагностики ничего не может сказать, но по ее опыту проблемы с топливной системой не являются гарантийным случаем. Решили подождать до проведения диагностики, заодно сходили пообедать на второй этаж здания.
Примерно через час – полтора девушка подошла к нам и заявила следующее: «У вас полетели топливные трубки. Все мокрые, надо менять. Одна точно сломалась, а остальные – надо смотреть. Кроме того еще надо менять грушу, накачивающую топливо. Как я и говорила, на топливную систему не распространяется… Одна трубка стоит примерно 2 000 руб., груша тоже, не помню сколько…». Прошу посчитать стоимость всего ремонта и сажусь грустить на кресло. И так уже примерно на 30 тысяч русских рублей встрял с эвакуаторами, а тут еще и ремонтировать машину с пробегом 22 тыс. км и только что пройденным плановым ТО у официального дилера оказывается надо не по гарантии, а за свой счет.
Но что-то не дает мне покоя. Волнует часть фразы: «…Как я и говорила, на топливную систему не распространяется…». Да как же она может не распространяться? А не врет ли мне девушка? Достаю телефон и звоню на горячую линию Ssang Yong. Дозвониться не мог минут 10, однако все-таки на том конце подняли трубку.
Рассказал все как есть и спросил совета. Не обманывает ли меня девушка? Что же мне делать?
Получил примерно такой ответ: «Так как мы сидим далеко и не можем видеть, что с Вашей машиной, то нужно сделать так:
- Попросите работника салона показать вам какой-то документ, где было бы написано о том, что нет гарантии на топливную систему.
- Требуйте оформить официальный отказ, где были бы подписи ответственных работников, печати и причина отказа в ремонте.
- Если предыдущие пункты будут выполнены, то чинитесь за свой счет, а потом предъявите претензию напрямую нам в центральный офис, чтобы мы могли видеть что к чему.
Так и поступаю. Жду девушку, которая радостно подбегает и начинает озвучивать ценники и пересказываю ей слова специалиста горячей линии. Прошу лицом в бумажку ткнуть, отказ написать. Ошарашенная девушка начинает отмазываться, мол, у меня нет гарантийной книжки, поэтом у она ничего показать мне не может. Ловлю волну и продолжаю давить дальше, предлагая прогуляться до соседей и взять новую гарантийку. Пусть покажет строчку про гарантию на топливную систему там. Девушка начинает пятиться и ссылается на инженера по гарантии и спешно убегает на его поиски.
Жду.
Проходит полторы минуты и появляется инженер. Тут же выясняется, что трубки текут не все, а только одна. Случай это вроде как и гарантийный, но только сразу поменять не получится, так как надо написать запрос в Москву. Груша вот только да – не гарантия, но она на работу топливной системы никак и не влияет. Всего лишь пара правильных фраз и за 5 минут ремонт из дорогостоящего превращается в бесплатный.
Оказывается гарантия появляется ровно в тот момент, как только начинаешь спрашивать официальные бумажки. Все очень просто и легко. Советую использовать этот подход при любом обращении к официальным дилерам.
Оставляем машину им на ремонт, хватаем чемоданы и, распрощавшись, обещаем прислать сканированную копию своей гарантийной книжки по электронной почте и удаляемся в направлении Московского вокзала.
Билеты на «Сапсан» оказались в достаточно количестве и на последнем поезде мы уехали домой. 4 часа пролетели практически незаметно. Это был первый опыт передвижения на таком поезде и он оказался очень позитивным. Успеваешь поглядеть в окно, сходить в буфет, посмотреть 1 фильм на планшете и уже приехал. Нам понравилось.
Путешествие почти окончено. Осталось только отремонтировать своего коня и вернуть его в родные пенаты.
Эпилог.
На следующий день после приезда я ознакомился с гарантийной книжкой. Там действительно были указаны некоторые элементы, на которые не распространяется гарантия. И это вовсе не вся топливная система, а, в основном, различные фильтры и резиновые детали. Кроме того, я обнаружил очень интересную фразу, что в гарантийный ремонт входит не только сам ремонт, но и оплата эвакуатора до ближайшего сервисного центра. Именно эту фразу я и озвучил во время телефонного разговора с мастером приемщиком, который связался со мной и сказал, что машина отремонтирована. Получив грустный утвердительный ответ, я собрал все чеки на эвакуаторы и стал готовиться к еще одной небольшой поездке в Санкт-Петербург.
В субботу вечером мы выехали на последнем «Сапсане» в сторону города на Неве, переночевали в гостинице, а утром поехали забирать машину. Удостоверились, что с машиной все в порядке, подписали документы, оставили копии чеков за все эвакуаторы инженеру по гарантии и поехали в Москву.
Лишь только в 2 часа ночи следующего дня наше путешествие закончилось окончательно. Домой мы вернулись целыми, невредимыми, с исправно функционирующим Кайроном и огромным багажом впечатлений. Это был поистине незабываемый отпуск!
P.S. Сразу после написания этих строк я займусь составлением заявления на возмещение транспортных расходов. После месяца ожидания, мы получили одобрительный ответ салона, который готов оплатить все предоставленные чеки, а именно 23.5 тыс. руб. В итоге, после звонка на горячую линию Ssang Yong, дорогостоящий ремонт машины превратился в солидную компенсацию непредвиденных расходов.
P.P.S. Надеюсь, что наш опыт, приведенный в тексте, пригодится кому-то еще при дальних поездках за границы нашей необъятной Родины. Удачи в Ваших путешествиях!
P.P.P.S Хотел сильно разбавить текст фотками, но, к сожалению, форум позволяет использовать только 5 мегабайт, которые уже кончились. Вечером попробую сделать что-то вроде альбома и выложить на какой-нибудь ресурс.