Начальные условия:
Стартер должен быть снят с автомобиля (см. стр. 477 ЗДЕСЬ)
ВНИМАНИЕ! Данный материал является ознакомительным и не является руководством к действиям. Указанные кустарные методы проверки не являются единственно правильными и обязательными для повторения: У каждого есть своя голова, знания, опыт, фантазия, возможности. Автор материала не претендует на авторство описанных методов. Все действия описанные в настоящем материале читатели могут проводить только на свой страх и риск. Автор материала за последствия, возможную порчу имущества, здоровья читателей, их животных, родственников, друзей, знакомых и окружающих не несёт.
Инструменты и материалы:
Ключ на 13.
Ключ на 10.
Торцевые ключи с шестиграной звёздочкой 2-х размеров (винты на фотке ниже).
Уайт спирит или жидкость для промывки карбюратора .
Жидкость для промывки тормозных дисков или обезжириватель
Жёсткая плоская кисточка №10, 12.
Зубочистки.
Гвозди 2,5Х50 — 4 шт.
Водостойкая шкурка №1000 — 1200.
Ножницы.
Густая смазка для подшипников и механизмов, сохраняющая свойства в широком диапазоне температур (например Литол-24 (от -40 до 120 градусов)).
Притирочная или полировальная паста.
Веретённое масло.
Смазка для предотвращения окисления и токовых потерь.
Тестер.
Разборка:
1. Откручиваем гайку, прикручивающую силовой провод, идущий из недр стартера к втягивающему (пусковому) реле ключом на 13.
2. Откручиваем и снимаем втягивающее реле.
Сложность в том, что оно крепится на трёх болтах с шестигранной звёздочкой:
Я справился с откручиванием, подобрав маленький трубчатый ключ с обычной шестигранной головкой.
На крышке коллектора ещё два подобных винта, но другого размера.
3. Откручиваем два винта с крышки коллектора. Можно открутить пассатижами.
4. Ключом на 10 откручиваем два длинных винта стягивающих корпус стартера и вынимаем их.
5. Аккуратно отсоединяем крышку коллектора придерживая силовой провод , что бы отсоединить его от крышки. При этом придётся немного поддеть уплотнительную резинку силового провода к крышке коллектора. При снятии крышки щётки должны остаться на коллекторе ротора.
6. Вставить гвозди под пружины щёток так, что бы гвозди оказались между пружинами и латунными держателями щёток. Таким образом, вы щётки взведёте и избежите необходимости каждый раз взводить щётки при одевании узла на коллектор ротора.
* пункт 5 и 6 можно выполнить одним дёргающим движением, но при этом щётки можно повредить от соударения, и взвести щётки вручную на те же гвозди.
7. Снимаем узел щёткодержателей с коллектора.
8. Отсоединяем ротор вместе с магнитом от редуктора.
9. Снимаем магнит с ротора.
10. Вынимаем крышку редуктора с прокладкой из корпуса стартера.
11. Вынимаем пластиковую пятку держателя тяги бендикса (обгонной муфты).
Вынимаем узел планетарного редуктора из корпуса вместе с тягой бендикса и бендиксом. Корпус стартера оказывается пустым.
12. Вынимаем шестерни планетарного редуктора.
13. Сдвигаем упорное кольцо бендикса в сторону бендикса по оси, под ним находится стопорное кольцо.
14. Острой тонкой отвёрткой и какой то матери выковыриваем стопорное кольцо.
15. Разбираем оставшуюся часть из корпуса редуктора: ось, бендикс, упорное кольцо.
Всё разобрано, у вас должно получиться вот это:
Промывка и чистка:
Замачиваем и промываем все части статора в Уайт-спирите или жидкостью для промывки карбюраторов при помощи жёсткой кисти. Особое внимание уделяем ротору и щёткодержателю. Промежутки между ламелями коллектора ротора прочищаем от грязи зубочисткой, но не гвоздём.
После промывки ротора и щёткодержателя промываем их в обезжиривателе. Я использовал для этой цели промывочную жидкость для дисковых и барабанных механизмов тормозов. Она сочетает в себе хорошие и промывочные и обезжиривающие свойства.
Вот, что должно получиться:
Каждую из деталей надо внимательно осмотреть на предмет поломки или износа и при необходимости заменить (как и где искать замену не подскажу, сами...). На моём стартере изношенных деталей не оказалось, только сильные загрязнения щёток и коллектора ротора, из-за чего стартер был ужасно ленивым и тормозным, не мог раскрутить двигатель до нужных для запуска оборотов, не хватало пускового момента.
Корпус стартера, крышка коллектора, болты, крышка редуктора с прокладкой:
На фотографии на конце корпуса стартера виден игольчатый подшипник, который надо тщательно промыть, так же надо промыть подшипник скольжения на крышке коллектора.
Редуктор:
Ось редуктора, стопорное кольцо, упорное кольцо, бендикс, корпус редуктора, сателлитные шестерни:
На корпусе редуктора виден бронзографитовый подшипник скольжения. Не смотря на то, что корпус планетарного редуктора пластиковый, все его зубья у моего шестилетнего стартера оказались абсолютно целы.
Внутри каждой из шестерен есть игольчатый подшипник.
Промыть, прокрутить.
Бендикс:
Шестерёнка бендикса должна вращаться только в одну сторону относительно своего корпуса. Корпус бендикса неразборный. Проверка только на проворачивание в обратную сторону. Проверка руками не пройдёт! Надо проверять рычагами, с усилием.
Как вариант: Вставляем подходящий болт с шайбами, затягиваем намертво гайкой. Болт держим ключом или зажимаем в тиски. На шестерёнку накидываем подходящий по размерам ременный ключ, и пробуем провернуть..., получилось - меняем бендикс. Порвали болт, болт - плохой, а бендикс - хороший.
Магнит статора:
К счастью, магнит в нашем стартере постоянный. Это исключает геморрой с проверкой обмотки. Размагничивание - маловероятно, магниты размагничиваются 1% в год... Кроме того перенамагничивать нельзя, все углы полюсов относительно щёток потеряете, сильно потеряете КПД, да и гиморно: 4 полюса -N-S-N-S на углах 90 градусов.
Любым скотчем или жвачкой собираем с поверхности магнита всю примагниченную металлическую стружку (прилепляем и отлепляем).
На торцах магнита есть насечки, по которым определяется положение магнита в корпусе, ширина насечек соответствуют пазам на корпусе стартера, и с другой стороны - крышке коллектора.
Если магнит поставить неправильно, то магнит неплотно встанет в корпус, и если вам всё же удастся не правильно собрать стартер, то это может привести к печальным последствиям самого стартера, аккумулятора.
Толкатель бендикса:
Толкатель бендикса и его упорная пятка пластиковые и их проверка сводится к проверке на наличие трещин и стёртостей концов вилки, которые соприкасаются с кольцами бендикса.
Фотка выше...
Самое ответственное в обслуживании стартера это коллектор ротора и щёток.
Ротор:
На коллекторе ротора моего стартера был солидный лаковый жжёный нагар из затвердевшего масла с грязью.
В основном, лаковый нагар смылся с коллектора растворителями, но окисел и незначительные следы износа были видны:
Ротор у Remy сделан весьма качественно, обмотка пропитана и залита эпоксидной смолой, которая исключает попадание влаги, абразивных или металлических частиц между витками.
Внешний осмотр показал отсутствие оголений проводов, вспучиваний и трещин смолы, следов окисла и прогара в местах соединения проводников с ламелями коллектора. Проводники обмотки соединяются с ламелями прессовкой. С торца коллектора видны слабозаметные контуры проводников. В случае плохого контакта проводников с ламелями коллектора, эти контуры чётко выражены из-за окислительных процессов при нагреве от тлеющего разряда.
Тестером проверяем пробой на корпус коллектора. Для этого тестером измеряем сопротивление между ламелями коллектора и осью. Так как все ламели соединены обмоткой, а сопротивление обмоток ничтожно, сопротивление измеряется только между осью и любой из ламелей.
Короткое замыкание между обмотками из-за их незначительного сопротивления, сопоставимого с погрешностью прибора, замерить обычным тестером невозможно. В случаях с замыканием или обрывом обмоток стартер на определённых углах поворота ротора отказывается вообще крутить или просаживает аккумулятор в ноль, что на практике проявляется в виде моргания индикаторов приборной панели. В моём случае таких симптомов не проявлялось, по этому я доверился внешнему осмотру и качеству изготовителя.
Однако проверить обмотки можно измерением напряжение на противоположных ламелях от наведённого магнитного поля. Т.е. ротор помещается в переменное магнитное поле, например в катушку петли размагничивания кинескопа старого телевизора, подключённой в розетку.
И замеряется тестером наведённое переменное напряжение в катушках ротора на ламелях, отстоящих друг от друга на угол 90 градусов относительно оси ротора.
ВНИМАНИЕ! Величина наведённого напряжения будет плавать в зависимости от угла ротора и его положения относительно петли размагничивания. Поворачиваем ротор смотрим наибольшее напряжение.
Так как на роторе каждая обмотка состоит всего из одного витка, наведённое напряжение будет тоже довольно мало, но тестер увидит (вообще то смотря какой, типа DT830- 832 по переменке мерят только от 0,1 до 200V, а надо хотя бы от 0,01V…). Током от коллектора не убьёт, хоть языком щупай. Такое же напряжение, с незначительными отклонениями, должно быть и на других парах ламелей при повороте ротора относительно катушки размагничивания. Значительное отличие (в 2 раза и более) наведённого напряжения или его отсутствие говорит об обрыве или замыкании. О замыкании ещё говорит выраженное гудение и нагрев ротора, хотя и петля размагничивания тоже гудит, увеличивается ток потребления петли и плавает с поворотом ротора.
Итак, ротор проверен. Зачищаем коллектор самой мелкой шкуркой. Зачистку проводим кольцевыми движениями шкуркой по коллектору. Лучше всего обернуть коллектор полоской шкурки абразивом к коллектору, придерживать образовавшееся кольцо из шкурки, и в нём вращать коллектор ротора.
Было:
Стало:
Очередь за щётками.
В стартере 4 щётки. Две щётки сидят на массе, и две на плюсовом силовом проводе (крест на крест). Между парами не должно быть замыканий. Медные канатики от щёток не должны быть повреждены и надёжно приварены к шине и основанию.
Сами щётки должны быть без заусенцев, сколов, с ровной зеркальной поверхностью, повторяющей изгиб поверхности коллектора.
Вот здесь видна изношенность щётки и заусенец:
Щетки зачищаем и притираем к коллектору за 2 этапа: грубый — шкуркой, и тонкий притирочной пастой.
Грубый: мочим полоску тонкой шкурки шириной коллектора и делаем полтора витка вокруг него по часовой абразивом от коллектора. Мочим для того, что бы шкурка плотнее прилегла к поверхности коллектора и меньше скользит понему. Одеваем на коллектор узел щёткодержателя и выдёргиваем гвозди. Теперь удерживая шкурку на месте относительно коллектора, вращаем щёткодержатель по часовой, пока шкурка не потеряет своих абразивных свойств. Если одного раза не достаточно, и щётки не почистились, повторяем с заменой шкурки. Процедура не простая, я придерживал шкурку на коллекторе тонким большим пинцетом. Вставляем гвоздики на места, снимаем узел с коллектора.
Тонкий: Переставляем гвозди на другую сторону. Закрепляем щёткодержатель в своей крышке винтами.
В подшипник кладём смазку. На коллектор мажем притирочную пасту. Я использовал абразивную пасту от царапин на кузове. Вставляем ротор в крышку с щёткодержателем, выдёргиваем гвозди, вращаем ротор.
Я намотал на конец оси ротора бумагу и зажал в патрон шуруповёрта и им крутил по часовой:
Через промежутки времени добавлять пасту и поворачивать на пару витков против часовой.
Когда вы почувствуете, что щётки достаточно притёрты, вставляем гвозди на место (с этой стороны посложнее вставлять), вынимаем ротор и всё промываем и обезжириваем. Между ламелями прочищаем зубочисткой.
Пусковое реле (втягивающее) в этом стартере неразборное. По этому, в случае его неисправности придётся заменить. Говорят, что подходят БОШевские, но я не проверял.
Я утопил реле в обезжиривателе, жидкость залила внутренности и вынув из жидкости понажимал на якорь, жидкость вытекла практически чистой, после этого просушил на батарее и капнул пару капель на якорь веретёнки (выбирайте масло с низкой точкой замерзания, на крайний случай якорь лучше оставить сухим).
Проверяем на пробой контактов на корпус тестером. Только маленький контакт должен показывать сопротивление но не короткое замыкание.
Подаём на маленький контакт наряжение от аккумулятора относительно корпуса. Якорь должен без затуднений резко втянуться в корпус реле, и так же легко вернуться обратно при снятии напряжения. Хорошо бы пощёлкать этим реле несколько сотен раз . Так мы притёрли бы пусковые мощные контакты друг с другом.
Пусковые контакты можно проверить только на замыкание. Проверять пусковые контакты тестером на сопротивление бесполезно, из-за того что сопротивление слишком мало.
Для проверки потерь тока на этих контактах придётся опять прибегнуть к вспомогательным устройствам. Берём свежий аккумулятор плюсовую клемму которого надёжно закрепляем на один из больших контактов реле под гайку. Ко второму контакту (тоже под гайку) подключаем мощный потребитель низковольтной мощности. Это может быть мощный низковольтный реостат или на худой конец кусок медного или алюминиевого провода сечением 2-3 квадрата и длинной 1,5-2 метра. К самому аккумулятору подсоединяемся проводами для «прикуривания».
ВНИМАНИЕ!!! Опасно! Провод в процессе проверки контактов пускового реле будет сильно нагреваться, изоляция оплавиться, задымит!
Между большими контактами подключаем тестер на измерение постоянного напряжения. Замыкаем маленький контакт на большой плюсовой контакт на время 2-3 секунды, не больше, чем требуется для замера прибором.
Реле втянет якорь и на тестере напряжение должно упасть, и показать очень незначительное близкое к нулю напряжение (миливольты, лучше микровольты). Чем ниже напряжение, тем лучше. Если при нажимании на якорь напряжение ощутимо меняется в низкую сторону и болты нагреваются, то возможно плохой контакт и у реле большие токовые потери, значит реле следует менять или всё-таки умудриться - разобрать и зачистить контакты.
Сборка:
Сборка почти обратна последовательности разборки. Только отдельно собираем крышку ротора, щёткодержатель, ротор, магнит. Собираем ось редуктора, редуктор, корпус, крышку редуктора с прокладкой. Потом 2 части стыкуем. Не забудьте набить все подшипники и игольчатые - качения и бронзографитовые - скольжения и шестерни редуктора смазкой. Не забудьте так же смазать кончик ротора, который вставляется в ось редуктора! Это тоже подшипник.
На коллектор ротора и на щётки никакая смазка не должна попасть. Их поверхность должна остаться чистой и сухой.
Единственно, мне показалось, что щёткодержатель, крепящийся на двух маленьких винтиках на крышке коллектора, имеет недостаточно надёжный электрический контакт с массой. К тому же эта самая масса идёт последовательно через крышку, магнит, винты. Я промазал все эти соединения специальной смазкой для предотвращения окисления в агрессивных средах и уменьшения токовых потерь соединений. Смазка специально предназначена для контактов аккумуляторов и стартеров.
Вот он, с любовью обслуженный оригинальный стартер Delco Remy 2,2KW:
На последней фотографии указано вентиляционное отверстие роторного отсека. Есть отверстие и в редукторе. Их очень любит вода и грязь.
Внимание! Если ставите на автомобиль шноркель, позаботьтесь о защите всех отверстий для вентиляции на стартере, помпе, модуляторах, вакуумных клапанах и прочем оборудовании, находящихся ниже воздухозаборника шноркеля от попадания воды и грязи!
Удачи!
Дополнительные материалы:
Ремонт стартера Delco Remy здесь:
ТЫНЦ1
Обсуждение правильного стартера здесь:
ТЫНЦ2
Обслуживание, восстановление или ремонт стартера Delco Remy 2,2KW (6611514101)
Автор
revolotom
, Oct 16 2013 12:28 PM
ремонт Обслуживание восстановление стартер Delco Remy 6611514101
Сообщений в теме: 3
#1
Отправлено 16 October 2013 - 12:28 PM
Популярное сообщение!
#2
Отправлено 16 October 2013 - 12:41 PM
+1 молодец,
Сообщение отредактировал шао: 16 October 2013 - 12:42 PM
#3
Отправлено 16 October 2013 - 12:54 PM
Забыл добавить, что разобрать/почистить/собрать, если не заморачиваться с тестированием, занимает полчаса-час...
#4
Отправлено 16 October 2013 - 12:58 PM
все подробно, спасибо. +1
Темы с аналогичным тегами ремонт, Обслуживание, восстановление, стартер, Delco, Remy, 6611514101
Технический форум →
Техобслуживание и ремонт →
Ремонт заднего моста по ОСАГОАвтор valrond , 21 Jul 2021 ДТП ОСАГО, ремонт |
|
|
||
Главный форум Кайрон клуба →
Кайрон клан в регионах →
Кайрон КурганАвтор Vladimir50 , 08 Jun 2017 ремонт |
|
|
||
Купить/продать/услуги →
Коммерческие объявления →
Диагностика и ремонт дизельных ТНВД и форсунокАвтор DieselWorks , 31 Jan 2017 ТНВД, форсунки, диагностика и 7 еще... |
|
|
||
Общий форум →
Курилка →
помогите отцу отпугивателя кошек с его rexton 2Автор OneV , 12 Jan 2016 ходова вин, ремонт |
|
|
||
Технический форум →
Техобслуживание и ремонт →
Передняя фара, отличия продающихся вариантов.Автор ToT , 13 Sep 2015 Фары, Ремонт |
|
|
Количество пользователей, читающих эту тему: 2
0 пользователей, 2 гостей, 0 скрытых