Вот спасибо, Владимир, всегда разжуете профессионально про двигатели нам обывателям! У меня вот какой к вам вопрос! Почему за столько лет существования советского автопрома "мы" не создали серийного малолитражного гражданского дизельного двигателя, который был бы кстати например на той же ниве?
Александр, мы уже говорили об этом ранее. Вот главные, стратегические причины:
Во-первых, бензин у нас в те времена стоил копейки. Не стоял остро вопрос об его экономии. Энергетический кризис 1973 года нас не коснулся. Он ударил в основном по странам Европы, которые вынуждены были работать усиленно по созданию более экономичных двигателей, пусть даже в ущерб их мощности, динамике.
Во-вторых, самого дизельного топлива у нас выпускалось мало. Оно больше по своему качеству соответствовало нуждам тракторной промышленности.
В-третьих, наши основные месторождения нефти в те времена содержали в большинстве своем легкие фракции и меньше тяжелых, из которых производилось дизтопливо. Мне довелось принимать участие в заседании Энергетической комиссии Президиума АН СССР, посвященной вопросам дизелизации страны и обеспечения этой отрасли дизтопливом, на которой специалисты по топливу докладывали о больших трудностях в этом вопросе. Звучали даже выступления, что курс на широкую дизелизацию, особенно с вводом мощностей КАМАЗа, в то время и при такой ситуации равносилен самоубийству. Это был 1985 год.
Транспортные двигатели для легковых машин мы начали создавать под занавес существования СССР. Примером могут служить семейство дизелей ВАЗ, как атмосферных, так и с турбонаддувом. Разрабатывать, изготовлять и испытывать их начали на рубеже 70-х и 80-х годов. Опытно-промышленные, штучные их экземпляры были работоспособны и имели неплохие характеристики. Это были вихрекамерные двигатели. Организация их рабочего процесса сильно отличается от того, что мы имеем сейчас на легковых дизелях, в частности, на дизеле Кайрона. Главные препятствия на пути их широкого промышленного внедрения - это отсутствие качественной отечественной топливной аппаратуры для них и низкая точность станков для обработки ЦПГ на Барнаульском заводе, где их начали производить. Плюс ко всему это производство совпало по времени с 90-ми годами с их спецификой всеобщего пофигизма. Не было обеспечено соответствующее финансирование этих работ.
Здесь я очень коротко коснулся вопроса именно создания отечественного легкового дизеля, а не выпуска дизельных легковушек в СССР. Партии последних, главным образом для экспорта, выпускались и на АЗЛК, и на ГАЗе, и на УАЗе, но все они оснащались импортными дизелями нескольких стран, либо доукомплектовывались дизелями уже за рубежом.
Сообщение отредактировал vlad44: 26 December 2019 - 01:29 PM