Дизель ВАЗ начали создавать еще в конце 70-х. "Чудаки", следуя известным соображениям и не зная о появлении в будущем Кайон-Клана, заложили "сдуру" мощность дизеля в 50-55 л.с для адекватного применения его на автомобилях с бензиновыми ДВС, которые в то время находились на уровне 80 л.с.
Двигатель создавался на базе ВАЗовского бензинового 2103.
Первые тестовые испытания подтвердили правильность решения. Главной трудностью тогда было отсутствие необходимой топливной аппаратуры для этого дизеля.
Это были годы технического расцвета ВАЗА. Он тогда вел очень многие разработки.
Но потом грянула "Перестройка-Катастройка", а следом пришли приснопамятные 90-е.
О каком прогрессе, доработке и внедрении дизеля в Барнауле можно было тогда вести речь?
Нива тогда еще имела большой успех на экспорте. Охотно покупали ее везде. Но нужен был дизель. В ряде стран пытались ставить на нее свои дизели большей мощности. Пытались и наши ставить на нее иностранные дизели. Но Нива не была, точнее ее трансмиссия, рассчитана на дигатели мощностью более 80-85 сил. Трансмиссию просто рвало. Поэтому и сейчас на ее классический вариант не могут поставить что-то более мощное. Впрочем, попытки ставить дизель на Шевики так же не увенчались успехом.
Это, если вкратце. Трудно писать на даче на смарте.
Добрый вечер, Владимир! Выскажу свою точку зрения: думаю, что были не "чудаки" конструкторы, во-первых, делали из того, что было, и имхо цельный чугунный блок, был не плохим вариантом для дизеля (момент, без турбины, больше бензинового он не выдавал), но вот с вариантами объёма 1,5-1,8л двигателя, выше было не сделать, поэтому и 50-55 сил всего. Чтобы достичь уровня 80 л.с., для атмосферного дизеля, понадобилось бы 2-2,5л объма. Из чего было бы его брать, не с ЗМЗ 402?
Во-вторых, большая часть Жигулей тех лет, имела двигатели ВАЗ 2101(21011) мощностью нетто 58-63л.с. соответственно, поэтому относительно их, 50-55 было не так и далеко.
В-третьих, делали наверное, чтобы были наработки и не отстать вдруг, от западной моды...
Что можно сказать про этот дизель? Да тянул он не хуже ВАЗ 2106 и при езде по городу (или для Нивы в говнах) - его хватало бы "за глаза", но трасса, извините, с его максималкой 120км/ч (для ВАЗ 2104, для Нивы, наверное 100-110, не более)......Вы купили бы Владимир? Уверен что нет, ехать сотню с завывающем дизелем на 3,5 тыщах оборотов, да ну его.....
Потом, в те годы, не было в союзе автомобильной конкуренции, да и бензин стоил относительно дёшево, для кого было делать этот дизель? Народ, особенно в конце 80-х брал что можно было взять, и запор и Москвич 407 считались "вариантом", а уж Жигули или Нива, считлись роскошью. Так зачем делать, если и так всё расхватывают....