Вы слишком упростили все. Да мотор может и должен завестись без масла вообще. Это в принципе. Но в чем вы и еще товарищ IvUs и провокатор Luk ошибаетесь, это в том что загустевшее на морозе масло якобы никак не тормозит стартер. Еще как тормозит. В масло погружен насос, механически связанный с коленвалом как правило. И если сопротивление перекачиванию слишком высокое, а мощность стартера не безгранична, тем более на замерзшем аккуме, то на запуске получите вялое прокручивание и лотерею вместо уверенного пуска.
Приведенный Вами пример с Саабом как раз доказывает это. Масло стало солидолом и просто перестало засасываться в насос и пошел воздух. А кстати тогда не будеи давления в системе. Вот приводили тут пример видео бмвсервиса с замороженным маслом Лук 15w-40. Смотришь видео и вроде да, прокачивается и прогревается даже замороженное до -31с. Но это пока не посмотришь видео с 5w-30 и 0w-30. Скорость перекачки в 3-4 раза быстрее. Мощность затрачиваемая на работу двигателя в 5-6 раз меньше!!! В итоге может при налиичии мощного стартера и нового мощного аккума вы и заведете движок. Но зачем эти бессмысленные эксперименты? Заставлять работать движок без масла, перегружать электросистему и стратер? Смысл?
Смысл простой - не делать из зимней вязкости фетиш. Я мучался вялым пуском несколько лет на масле 5w при смешных температурах типа -15. А потом поменял стартер и стал нормально пускаться на 10w, которое мне нравится больше.
Чтобы сделать разговор предметным и не обсуждать какие-то там видео c насосами или субъективные тесты "у кого как заводилось" давайте обратимся к серьезным тестам. Есть такая книжка "Oil Flow Studies at Low Temperatures in Modern Engines" - это сборник исследований на тему зимних вязкостей масла выпущенный в США в 2000 году. Там несколько разных статей, но одно исследование особенно интересное - исследовались предельные температуры при которых запускались реальные моторы разной конструкции на разных зимних вязкостях. В итоге мы видим вот что:
Легко видеть, что практика довольно сильно отличается от теории основаной на SAE J300.