http://www.avtoregio...rticle/4wd-niva
По работе пп нивы, дабы небыло срача
Реализация может отличаться, но суть одна и та же у Нивы с заблокированным межосевым и Кайрона с подключенным передком - передняя и задняя оси жестко соединены, хотя бы по одному колесу на каждой оси вращается.При включенной блокировке выходы раздатки на передний и задний приводы соединяются между собой специальной муфтой. Тем самым принудительно приравниваются скорости этих приводов: сумма скоростей колес передней оси будет равна сумме скоростей колес задней оси. Распределение тягового усилия при включенной блокировке принципиально меняет свой характер. Теперь оно передается в сторону наибольшего сопротивления: например, если снять передний кардан, при заблокированной раздатке Нива поедет на заднем приводе - все тяговое усилие будет передано на заднюю ось.
Два остальных дифференциала являются межколесными и расположены в переднем и заднем редукторах. Они перераспределяют крутящий момент к левому и правому колесам. Эти дифференциалы у Нивы являются свободными (т. е. не блокируемыми). Если буксует одно колесо, нужно включить блокировку. При блокировании межосевого дифференциала передается одинаковый крутящий момент на переднюю и заднюю оси автомобиля. Поэтому, как минимум по одному колесу будет вращаться на передней и задней оси. Если бы межосевой дифференциал был бы не заблокирован, то вращалось бы только одно колесо на одной оси автомобиля. Но если забуксовало по одному колесу на обоих осях, спереди и сзади - Нива сама выбраться не сможет. Межколесные дифференциалы у Нивы не блокируются, поэтому они перераспределяют крутящий момент в сторону меньшего сопротивления, т.е. на колесо, которое имеет меньшее сопротивление с дорожным покрытием.