На прошлых выходных душевно прокатились с одноклубниками из дружественного клуба. Посетили Свято-Пафнутьев Боровский монастырь 15 века, прошли по небольшому внедорожному треку, оставшемуся от старой дороги, соединяющей Боровск и Верею, так называемый Верейский большак. Интересные места, надо будет обязательно вернуться туда вновь, посмотреть и сам Боровск и его окрестности.
Возвращаясь домой, сразу при въезде в город почувствовал как педаль сцепления становится все менее информативной и схватывать начинает все ближе и ближе к концу. Последний километр ехал на аварийке на первой передаче. Добрался до гаража и сцепление закончилось. Можно было выдохнуть).
На этот самый случай в моем багажнике катается комплект сцепления, купленный полгода назад. Были симптомы, указывающие на нездоровое поведение сцепления, но они в тот раз не подтвердились, а запчасти остались. Настало их время.
Менять сцепление самому или ехать в сервис каждый решает сам. В пользу самостоятельной замены сцепления есть три веских обстоятельства: отсутствие денег на ремонт, острое желание сделать самому и наконец просто дурость. В моем случае были замешаны наверное все три аргумента в той или иной степени).
Заниматься этим в одно лицо нереально, если только у тебя нет подъемника и гидравлической стойки. Поэтому был сделан звонок другу, который не отказался помочь.
Серега850 спасибо тебе большущее за помощь, скорее это я тебе помогал, а не ты мне). Мы отлично провели время в яме, а могли ведь тупо его проипать, провалявшись на диване)))
Петр Муссовод, спасибо тебе за дельные советы, касающиеся нюансов замены нашей сцепы. Без них мы бы наверняка наступили на грабли и не один раз.
Хочу также поблагодарить еще одного своего друга тоже Сергея, который дождался своего звездного часа и помог нам поставить коробку на место.
Стоит еще отметить здесь несколько толковых отчетов, которые помогли лучше понять в какой последовательности что и как крутить - отчет, отчет и еще отчет.
Что нужно подготовить заранее помимо основного инструмента
- оправка для установки диска сцепления, с одной стороны 15 мм, с другой 22 мм (минус несколько соток).
- удлинитель или вороток общей длиной примерно на 1.2 метра для откручивания болтов крепления коробки (можно составить из нескольких);
- струбцина для пережатия гидравлического шланга сцепления;
- комплект из 8 болтов М10 длиной 30-35 мм и гаек с гроверами к ним на случай если лопнут болты крепления поперечной балки;
- зубило и молоток для того, чтобы сорвать приваренные гайки в случае если болт оборвет в них;
- небольшой гидравлический домкрат и подкатной домкрат;
- две мощные доски поперек ямы и на них настил из толстой фанеры, дсп или досок по которому будет ездить подкатной домкрат;
- очень советую взять у друзей или еще где пневматический/электрический гайковерт, он здорово облегчит и ускорит работу.
Отсоединяем клемму аккумулятора.
Снимаем тоннель в салоне.
Для этого откручиваем набалдашник рычага переключения передач, два самореза сбоку (находятся под заглушками) со стороны водителя и пассажира, два самореза находятся под перчаточным ящиком, его предварительно приподнимаем, и еще два болта головкой на 10 внутри подлокотника. Поднимаем ручник максимально вверх, убираем под ним заглушку с тоннеля. Приподнимаем тоннель задней частью вверх и вынимаем его.
Откручиваем рычаг переключения передач от кулисы (два болта) и крепление кулисы (две гайки) головкой на 12. Момент затяжки - 12-23 Нм.
Отсоединяем 3 разъема с коробки и раздатки
Советую воспользоваться случаем и гидроизолировать их в месте входа проводов в разъем с помощью гидроизоляционной мастики МГ-14-16, автопластилина или чего-то подобного. Тем самым вы устраните проблему отгнивания проводов со всеми вытекающими последствиями.
Отсоединяем шланг сапуна от коробки
Пережимаем гидравлический шланг сцепления с помощью струбцины
Откручиваем карданы головкой на 17. Момент затяжки - 81-89 Нм.
Передний кардан нужно снять полностью, задний можно открутить только спереди и подвесить так, чтобы он не мешался при смещении коробки назад. Мы предпочли снять его целиком.
Т.к. я счастливый обладатель бензобака увеличенного объема от Самоваров (Николай baymanech), то нам пришлось опустить его переднюю часть вниз. Для этого были ослаблены максимально задние гайки крепления, а передние откручены полностью. Без этого мы не смогли бы отвести коробку с раздаткой назад, т.к. бак подходит к ним очень близко. Со штатным баком таких манипуляций не требуется, места там полно.
Вывешиваем коробку с помощью маленького домкрата.
Откручиваем 10 болтов крепления коробки к двигателю головкой на 17 мм - Момент затяжки - 50-60 Нм.
8 болтов будут маленькие, а 2 болта, которые одновременно крепят стартер, заметно длиннее.
Откручиваем головкой на 14 мм две гайки крепления раздатки к поперечной балке. Момент затяжки - 28-47 Нм.
Откручиваем поперечную балку на которой держится коробка с раздаткой, 8 болтов головкой на 14 мм. Момент затяжки - 85-95 Нм.
Внимание: Скорее всего болты здорово закисли внутри гаек, и при откручивании их может оборвать внкутри. Поэтому лучше заранее очистить и замочить их WD-шкой.
Если болты оборвало, то с помощью зубила и молотка херачим по гайкам, которые держатся на балке с помощью четырех капель сварки и срываем их. При установке балки обратно используем заранее приготовленные комплекты болтов с гайками.
Петя MUSSOvod спасибо за этот лайфхак, один болт у нас не вышел, пришлось воспользоваться твоим советом.
Снимаем поперечную балку.
Причина пропавшего сцепления хорошо видна по потекам тормозухи на коробке - скорее всего накрылся выжимной подшипник.
Перехватываемся подкатным домкратом, убираем гидравлический и по-тихоньку откатываем коробку назад, чтобы обеспечить себе доступ к сцеплению.
Скорее всего коробка завалится немного на бок, поэтому будет не лишним подложить под раздатку брусок. В нашем случае раздака легла на выступ бензобака.
Как и предполагалось потек выжимной
Откручиваем гайку крепления гидравлической трубки к выжимному подшипнику. Момент затяжки - 28-47 Нм.
Там конусная резьба, момент затяжки небольшой, со всей дури ничего крутить не надо!
Откручиваем 3 болта крепления выжимного подшипника шестигранной битой на 5 мм. Момент затяжки - 10-16 Нм.
Слегка проворачиваем выжимной против часовой стрелки, тем самым освобождая из него гидравлическую трубку. Можно на нее также немного надавить, ничего страшного не будет, она слегка пружинит без последствий.
Убеждаемся, что течи через подшипник коробки нет.
Откручиваем 6 болтов крепления корзины сцепления шестигранными битами на 6 мм. Момент затяжки - 24 Нм.
Предварительно лучше их немного ослабить на полоборота и потом уже откручивать полностью. Будьте аккуратны, чтобы корзина и диск сцепления не упали вам на голову.
Обратите внимание на два кронштейна (указаны стрелками на фото), которые при установке коробки обратно не должны попасть между коробкой и двигателем, они крепятся болтами коробки с внешней стороны.
Осмотр показал, что маховик в идеальном состоянии без намеков на перегрев или еще чего плохого.
Диск сцепления для пробега 140 тыс км тоже в очень хорошем состоянии. Его остаточная толщина была 7.5 мм, при толщине нового - 9.8 мм.
До заклепок было еще что тереть.
Корзина тоже абсолютно ровная, без чешуйчатой структуры. Наверное за все время я несильно палил сцепление раза 3.
Лепестки корзины равномерны по высоте и потерты не сильно. Расстояние между кончиками лепестков меньше чем у новой корзины, что говорит о том, что она уже немного поджалась. В принципе ничего критичного.
Выжимной подшипник, помимо того, что он весь в тормозухе, имеет какой-то слегка ржавый вид, хотя крутится исправно и посторонних шумов не издает.
В результате решил менять весь комплект целиком, чтобы два раза не залезать.
Диск сцепления для бензинок ставится выпуклой центральной частью в сторону корзины, а плоской частью в сторону маховика. Впрочем, по-другому вы вряд ли его поставите, т.к. выпуклая часть диска упрется в болты маховика и не даст нормально притянуть корзину.
При установке диска сцепления для его центрирования предварительно устанавливаем оправку в подшипник коленвала. Корзину к маховику прикручиваем понемногу крест-накрест, чтобы ее притянуть равномерно, т.к. она подпружинена.
Ставим выжимной, не усердствуя чрезмерно с затяжкой гайки и болтов (моменты указаны выше).
Настает очередь самой трудной части работы, установки коробки на место. Здесь как раз очень пригодится третья пара рук, которая будет пихать коробку вперед, а остальные будут ее ориентировать в пространстве, подгоняя по крепежным отверстиям.
В нашем случае мы продвинули ее почти до конца, но последние пара сантиметров не давались никак, т.к. колесики подкатного домкрата уперлись в ямку нашего настила и дальше не ехали.
Пришлось взять маленький гидравлический домкрат (показан стрелкой на фото) и, поставив его горизонтально в распор коробки и крепления подвесного подшипника кардана, дотянуть коробку до конца.
Ну а дальше закручиваем все в обратной последовательности, не забывая про все разъемы и сапуны.
Прокачиваем сцепление
Можно это сделать с помощью педали сцепления вдвоем, кто-то качает педаль, кто-то открывает штуцер, стравливая воздух с тормозухой. А можно в одно лицо, используя специальную приспособу - крышку расширительного бачка со встроенным туда ниппелем. Давление воздуха, которое вы будете дуть в расширительный бачок не должно быть выше 1.5-2 атм.
Итого:
Работа тяжелая, из ямы ее делать крайне неудобно. Очень облегчит эту работу подъемник, гидравлическая стойка и гайковерт. Но лучше всего денежные знаки и поездка в сервис).
Как-то так).
Сообщение отредактировал ElToro: 28 November 2019 - 10:07 PM